ИСТОРИЯ ГОРЬКОВСКОЙ ЛИНИИ

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Депо "Сокол" введено в эксплуатацию в 1938 году. Депо "Замоскворецкое" - в 1969 году.
Строительство второй очереди Московского метрополитена было начато в 1935 году. Участок второй очереди "Сокол" - "Площадь Свердлова" (ныне"Театральная") введён в эксплуатацию 11 сентября 1938 года. В годы Второй Мировой войны (1941-1945 г.) линия была продлена на юг (станции "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Автозаводская"). Станция "Павелецкая" первоначально не имела центрального зала, он был построен позднее, в 1953 году, в ходе реконструкции. Станции первых очередей строительства сооружались с применением внутренней оклеечной гидроизоляции, которая не выдержала продолжительную проверку временем. Кроме того, многие станции находятся в исключительно неблагоприятных геологических условиях, под большим напором грунтовых вод. За последнее время грунтовые воды стали ещё агрессивнее из-за всё более ухудшающгося состояния окружающей среды. Прямой угрозы конструкциям станций нет, но внешний вид страдает. Поэтому принято решение о комплексной реконструкции с усилением гидроизоляции ряда станций. В настоящее время ведётся реконструкция станции "Белорусская"-радиальная. На "Маяковской" - подлинном шедевре мировой архитектуры - реконструкция запланирована на 2004 год, а чуть позднее на "Театральной" и "Новокузнецкой" будет отреставрирована мозаика. Станция "Маяковская" (первая колонная станция глубокого заложения в бывшем СССР) в 1939 году получила Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке.

Шестивагонный состав из вагонов типа "Г" на ст. Аэропорт.
Фото 60-х годов ХХ века. Фото прислал ED9M.


Раньше было написано вагон типа "Д". Вагоны "Д" никогда не ходили по Замоскворецкой линии.
ТЧ-2 переходила сразу с типа "Г" на тип вагонов "Е". Это отлично видно на нажеследующем снимке.
Приносим свои извинения за неточность.


В 60-х годах линия продлевается на север в район Речного Вокзала и на юг в районы массовой застройки в Зюзино. Станции "Варшавская" и "Каховская" планировались на будущее как фрагмент "Большого Кольца" Московского метрополитена. Станция "Каширская" представляет собой две типовые колонные станции мелкого заложения, объединённые в единый комплекс.

Участок "Каширская" - "Орехово" был открыт 31 декабря 1984 года - столичные власти торопились сделать подарок жителям Орехово-Борисово к Новому году. В этот же день на перегоне"Ленино"(ныне "Царицыно") - "Орехово" произошла просадка II главного пути (просадку затем нашли и на I главном пути). Движение пришлось закрыть и 1 января 1985 года поезда опять пошли только до Каховской. Восстановительные работы длились ровно один месяц и в конце января 1985 года было организовано вилочное движение от "Каширской" до "Каховской" и до "Орехово". В конце 1985 года линия была продлена до "Красногвардейской". Одновременно в этом же году почти все составы линии были переведены для работы "в одно лицо" - введена система АРС, за исключением тогда ещё эксплуатировавшихся вагонов типа "Е". В часы "пик" два состава следовали на "Красногвардейскую" и один на "Каховскую", а в остальное время - один на Гвардию и один на Каховку. Позда с "Красногвардейской" были всегда переполнены, это создавало большие неудобства вилочного движения, на линии были большие опоздания и отклонения от графика. В 1995 году участок "Каширская" - "Каховская" был отделен от Замоскворецкой линии и преобразован в самостоятельную Каховскую линию. Это помогло ликвидировать опоздания, линия стала работать в нормальных условиях.

Станция "Горьковская"(ныне "Тверская") сооружена в 1979 году на действующем участке между станциями "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") и "Маяковская" без прекращения движения поездов и строительства обходных тоннелей. На станции "Театральная" сейчас три мостика над путевым тоннелем в сторону "Новокузнецкой", II главный путь. Два из них действующие, это переход на станцию "Охотный Ряд", а один недействующий. От него нет лестницы на платформу. 7 ноября 1974 года, когда был открыт второй подземный переход на станцию "Охотный ряд", третья лестница была разобрана, чтобы освободить ещё один проход к путевому залу.

В 1993 году были переименованы три станции: "Горьковская" стала "Тверской", "Площадь Свердлова" стала "Театральной", а "Ленино" стала называться "Царицыно".

Участок линии "Царицыно" - "Орехово" проходит в неустойчивых, сильно обводнённых грунтах. При строительстве плывун заморозили, провели мероприятия по водопонижению и усилили гидроизоляцию тоннеля. Однако приходилось ежегодно выполнять работы по химическому закреплению грунта. Помогало слабо. В 2001 году произошёл прорыв плывуна на I главном пути "Царицыно" - "Кантемировская"

ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ НА ПЕРЕГОНЕ ЦАРИЦЫНО - КАНТЕМИРОВСКАЯ

Это случилось давно, в начале осени 2000 года. Шли обильные дожди. И вот, в один из этих мрачных осенних дней на перегоне Царицыно - Кантемировская нарушилась герметизация тоннеля. И полило. Грунтовые воды текли прямо с потолка тоннеля на путь. Лобовые стекла составов были грязные. Вода, высыхая, оставляла на них противный солевой налет, существенно ухудшающий видимость пути. Почти в каждом отстое стекла приходилось отмывать. Вода шла всю зиму, складывалось впечатление, что никому до этого нет никакого дела. Как водится на Руси: пока гром не грянет - мужик не перекрестится. И гром грянул весной 2001 года. В конце марта 2001 года на пути образовалась огромная лужа и скорость поездов ограничили до 35 км/ч. Затем случилась просадка пути. Надо было что-то срочно предпринимать. А предприняли вот что: в субботу 31 марта и в воскресенье 1 апреля участок линии от Каширской до Красногвардейской работал только до полуночи. Были брошены все силы на ликвидацию этой лужи и просадки пути.. Поезда оборачивали по Каховской и Автозаводской. На какое-то время это помогло, но ненадолго. 8 апреля 2001 около 11 часов утра пошла вода с песком. Зрелище было не из приятных: при следовании по аварийному участку казалось, что прямо в тоннеле с правой стороны по ходу движения поезда прямо внизу бьют множество родников, вагоны поезда раскачивало из стороны в сторону, как корабль на волнах. 10 апреля 2001 года (хорошо, что после часа "пик") около 9 часов утра вода с песком пошла с такой силой, что пришлось закрыть движение на аварийном участке. Линия работала так: опять крутили составы по Каховской и Автозаводской, полноценно работал участок Орехово - Красногвардейская, на участке Каширская - Орехово по II пути было организовано челночное движение, а по I пути от Орехово до Каширской движения не было до 11.05 утра. Песок рабочие выгребали с пути вручную, на носилках. После 11.05 поезда пошли по участку со скоростью 15 км/ч, но так долго продолжаться не могло и около 12.10 начальник метрополитена ГАЕВ Д.В. установил скорость 25 км/ч. В этот же день, 10 апреля 2001 года аварийный участок снова закрывали, но ненадолго: с 15.04 до 15.26. И только после всех этих неприятностей были приняты решительные меры по устранению неисправности пути и усиленной герметизации тоннеля. Отвод воды также был усилен. В настоящее время в тоннеле сухо и светло, но ограничение скорости 25 км/ч не снято.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

Южный радиус линии работатет со значительными перегрузками в утренние часы "пик". Это связано, в том числе, с невозможностью выдачи составов из депо "Замоскворецкое" непосредственно на юг. Станция Алма-Атинская открыта 24 декабря 2012 года. Первоначальное проектное название станции — «Промзона» — связано с планами 1990-х годов построить к югу от Братеева промышленно-товарный комплекс, который обеспечил бы жителей близлежащих районов рабочими местами. Однако проект был заброшен после 2000 года, в том числе и в связи с изменением трассы Люблинско-Дмитровской линии. Название «Братеево», как и современного района Москвы, планировалось дать по названию села Братеево, располагавшегося северо-западнее строящейся станции. (Ранее это наименование планировалось для станции метро «Борисово», которая открылась 2 декабря 2011 года). От посольства Казахстана поступило предложение переименовать строящуюся станцию «Братеево» в «Алма-Атинскую» (примерно в 660 метрах от северного вестибюля расположена Алма-Атинская улица). Одновременно одна из станций Алма-Атинского метро должна была получить название «Московская». Однако группа лингвистов и историков обратилась в начале ноября 2011 года к мэру Москвы Сергею Собянину с убедительной просьбой оставить для строящейся станции метро название «Братеево», так как этот топоним уникален, он больше не повторяется нигде в России. Название «Братеево» известно с 1628 года. На заседании правительства Москвы председатель комитета общественных связей города Александр Чистяков рассказал, что одной из проектируемых станций метро планируется присвоить название «Алма-Атинская». Его предлагается присвоить одной из станций метро в районе Братеево на юге Москвы, в соответствии с предложением посла Республики Казахстан и в связи с заслугами Панфиловской дивизии, которая была сформирована в 1941 году в Алма-Ате и проявила героизм в битве под Москвой. В Алма-Ате же будет открыта станция «Москва». Распоряжением Правительства Москвы № 915-РП от 29 ноября 2011 года строящаяся станция метро «Братеево» переименована в станцию «Алма-Атинская». В конце февраля 2012 года появилась возможность возвращения станции прежнего названия «Братеево». По информации «Российской газеты», мэр Москвы Сергей Собянин поддержал жителей, которые требуют вернуть строящейся станции метро «Алма-Атинская» название «Братеево», а сами жители провели серию пикетов на Чистых прудах неподалёку от посольства Казахстана, которые прошли днём с 12 по 14 марта. 26 марта станция «Алма-Атинская» переименована в «Брате́евскую», заявил депутат Государственной думы, бывший заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Владимир Ресин в ходе инспекции строительства первого из 200 возводимых в Москве храмов. По словам Ресина, чиновникам следует обратить внимание на мнение местных жителей, выступивших против переименования. А станция с названием «Алма-Атинская» появится в другом районе города. В каком, пока не известно. В то же время, в сообщениях СМИ о пресс-конференции мэра Москвы С. С. Собянина 23 апреля 2012 года, на которой он говорил о новых станциях метро, опять фигурировало название «Алма-Атинская». На пресс-конференции, посвящённой метро и состоявшейся 7 августа 2012 года, на вопрос о переименовании станции заместитель мэра по делам транспорта Москвы, Марат Хуснуллин ответил, что название станции на данном этапе приоритетом не является, в то же время отказавшись давать какие-либо уточнения по данному вопросу. На заседании правительства Москвы председатель комитета общественных связей города Александр Чистяков рассказал, что одной из проектируемых станций метро планируется присвоить название «Алма-Атинская». Его предлагается присвоить одной из станций метро в районе Братеево на юге Москвы, в соответствии с предложением посла Республики Казахстан и в связи с заслугами Панфиловской дивизии, которая была сформирована в 1941 году в Алма-Ате и проявила героизм в битве под Москвой. В Алма-Ате же будет открыта станция «Москва». Распоряжением Правительства Москвы № 915-РП от 29 ноября 2011 года строящаяся станция метро «Братеево» переименована в станцию «Алма-Атинская». В 2007 году столичные власти сообщили, что Замоскворецкая линия будет продлена в районы Ховрино и Левобережный. Предполагалось, что на линии за «Речным вокзалом» появятся две новые станции — «Беломорская» и «Улица Дыбенко». Открыть станции планировалось в 2015 году. Проект станции территориально переносили дважды. 31 января 2013 года Градостроительно-земельная комиссия города Москвы утвердила проект планировки продления Замоскворецкой линии метрополитена от существующей станции «Речной вокзал» до проектируемой станции «Улица Дыбенко» с предусматриваемым сроком ввода в эксплуатацию до 2015 года. Предполагалось, что станция будет расположена под улицей Дыбенко с южным выходом возле дома 14 к1 по ул. Дыбенко, из двух подземных вестибюлей можно будет выйти через проектируемые подземные пешеходные переходы на обе стороны улицы Дыбенко.В декабре 2013 года станцию было решено переместить к северу с выходом у дома 42, ближе к примыканию улицы Дыбенко к Зеленоградской улице. Связано это с защитой природного комплекса «Химкинский лесопарк», на строительство метро на территории которого власти так и не получили разрешения от высших инстанций. Открыта 31 декабря 2017 года в качестве новой конечной станции Замоскворецкой линии на продлении от «Речного вокзала» (длина перегона приблизительно 2,9 км). Стала 207-й станцией Московского метрополитена. В честь наступления нового 2018 года в ходе открытия станции на ней состоялся запуск именного «Новогоднего поезда», состоящего из вагонов типа Еж-3/Ем-508Т, который временно курсировал по Замоскворецкой линии до 9 января 2018 года. После открытия станции Замоскворецкая линия вышла на второе по протяжённости место в Московском метрополитене. 3 февраля 2017 года Марат Хуснуллин сообщил, что открытие «Беломорской» предполагается произвести в 2018 году на действующем участке линии до станции «Ховрино», (который в итоге был введён в эксплуатацию 31 декабря 2017 года). С 16 июля по 16 октября 2018 года для ускорения строительства «Беломорской» станция «Ховрино» закрывается в 23:00 вместо 1 часа ночи. В августе 2018 года отделка станции была готова на 50 %. Рабочие начали монтаж оборудования и внутренних инженерных систем. Параллельно с этим началось благоустройство прилегающей территории.13 октября 2018 года Марат Хуснуллин подтвердил, что открытие «Беломорской» предполагается произвести до конца 2018 года. «Работа идет по графику. Работа очень напряженная. Говоря спортивным языком, мы вышли на финишную прямую. У нас сегодня задействовано порядка 600 человек, работают в круглосуточном режиме», — рассказал он. 20 декабря 2018 года станция была открыта.

 


На главную страницу